РЕЙТИНГ ДОВЕРИЯ К РОССИЙСКИМ ФАРМКОМПАНИЯМ 2023
За последние два года на рынке постепенно сократилось присутствие импортных брендов, а российское производство в то же время начало активно расширяться. Отечественным брендам удалось выйти на рынок, после чего они столкнулись с новым препятствием – отсутствием доверия у клиентов.
На данный момент, сосредоточение на укреплении доверия – это один из ключевых аспектов работы российских компаний для построения сильного бренда.
Но как качественно проследить за динамикой в построении доверия к бренду? На какие маркеры опираться при выполнении работ?
В поисках ответа на эти вопросы мы пришли к идее создания рейтинга доверия к российским брендам.
Наш первый рейтинг посвящен одной из важных тем – теме здравоохранения. Мы в агентстве Media Research Family составили рейтинг доверия к отечественным фармакологическим компаниям и узнали, какие аспекты фармбрендам нужно держать под контролем, чтобы не потерять лояльных клиентов.
На данный момент, сосредоточение на укреплении доверия – это один из ключевых аспектов работы российских компаний для построения сильного бренда.
Но как качественно проследить за динамикой в построении доверия к бренду? На какие маркеры опираться при выполнении работ?
В поисках ответа на эти вопросы мы пришли к идее создания рейтинга доверия к российским брендам.
Наш первый рейтинг посвящен одной из важных тем – теме здравоохранения. Мы в агентстве Media Research Family составили рейтинг доверия к отечественным фармакологическим компаниям и узнали, какие аспекты фармбрендам нужно держать под контролем, чтобы не потерять лояльных клиентов.
Что проанализировали
Составляя рейтинг доверия российских фармакологических компаний, возникает логичный вопрос: о чём чаще писали пользователи соцмедиа, в каком контексте упоминали отечественную фарму?
Выделим три наиболее популярные темы в сообщениях пользователей:
В числе других тем: конкурентоспособность российской фармы, участие в благотворительных мероприятиях, образовательные (просвещающие) материалы и проекты, HR-бренд, финансовая устойчивость, заметность на фоне конкурентов, доступность и ассортимент продукции, дизайн продукции, научные разработки.
Наиболее положительно пользователи соцмедиа отзывались о компаниях «Татхимфарм», «Нижфарм» и «Материамедика» . Чаще всего в сообщениях пользователей встречались положительные отзывы о качестве препаратов данных фармкомпаний.
Значимую долю негатива приняли на себя компании «Генериум» и «Биотек». Обе компании чаще всего упоминались в контексте скандальных или «разоблачающих» публикаций. «Р-Фарм» также получила существенную долю негатива, связанного с конфиденциальными конфликтными публикациями.
Результаты анализа показывают, что российские фармакологические компании упоминались положительно в 65% случаев, нейтрально в 28% и отрицательно в 7%.
Общий индекс доверия к зависимым компаниям составил 58, что демонстрирует высокую лояльность пользователей к фармкомпаниям.
Выделим три наиболее популярные темы в сообщениях пользователей:
- Качество продукции фармкомпании – 82% упоминаний;
- Розыгрыши или акции от фармкомпаний – 4% упоминаний;
- Провокационные или скандальные материалы – 3,5% упоминаний.
В числе других тем: конкурентоспособность российской фармы, участие в благотворительных мероприятиях, образовательные (просвещающие) материалы и проекты, HR-бренд, финансовая устойчивость, заметность на фоне конкурентов, доступность и ассортимент продукции, дизайн продукции, научные разработки.
Наиболее положительно пользователи соцмедиа отзывались о компаниях «Татхимфарм», «Нижфарм» и «Материамедика» . Чаще всего в сообщениях пользователей встречались положительные отзывы о качестве препаратов данных фармкомпаний.
Значимую долю негатива приняли на себя компании «Генериум» и «Биотек». Обе компании чаще всего упоминались в контексте скандальных или «разоблачающих» публикаций. «Р-Фарм» также получила существенную долю негатива, связанного с конфиденциальными конфликтными публикациями.
Результаты анализа показывают, что российские фармакологические компании упоминались положительно в 65% случаев, нейтрально в 28% и отрицательно в 7%.
Общий индекс доверия к зависимым компаниям составил 58, что демонстрирует высокую лояльность пользователей к фармкомпаниям.
Интересные выводы
Вывод 1: Позитив в сообщениях пользователей
Популярное мнение о том, что люди в интернете пишут только негатив, давно перестало отражать реальную ситуацию. По данным последних исследований, пользователи соцмедиа в 6 раз чаще оставляют позитивный фидбек, чем негативный. Это видно и по обсуждениям отечественных фармкомпаний.
В сообщениях пользователей встречались позитивные упоминания таких аспектов как качество продукции российских фарм брендов, конкурентоспособность компаний, их технологичность и корпоративная социальная ответственность.
Это одни из наиболее важных аспектов, которые фармбрендам необходимо держать под контролем, чтобы не потерять лояльных клиентов и не испортить свою репутацию.
В сообщениях пользователей встречались позитивные упоминания таких аспектов как качество продукции российских фарм брендов, конкурентоспособность компаний, их технологичность и корпоративная социальная ответственность.
- Обсуждая качество продукции фармкомпаний, пользователи в своих сообщениях оценивали такие критерии как вкус, запах, удобство упаковки и тд. Лидерами по количеству позитивных обсуждений в этом аспекте стали «Нижфарм», «Фармстандарт» и «Татхимфарм».
- Наиболее конкурентоспособными пользователи соцмедиа назвали компании «Биокад», «Фармстандарт» и «Р-Фарм». При этом обсуждая конкурентоспособность российских фармакологических компаний, пользователи писали как о внешнем направлении – замена иностранных брендов российскими аналогами, так и о внутреннем – успешная конкуренция, наращивание производства, участие в госконтрактах и т.д.
- В сообщениях также встречались обсуждения перспективных разработок фармкомпаний или оптимизация производств. В этом направлении пользователи чаще упоминали в позитивном ключе «Биокад», «Фармсинтез» и «Герофарм».
- Корпоративная социальная ответственность (КСО) – тема, которая в последнее время всё чаще обсуждается пользователями соцмедиа. Россияне обращают внимание на КСО не только выбирая работодателя, но и даже отдавая предпочтение тому или иному бренду. Поэтому участие фармкомпаний в благотворительных акциях и общественно-значимых мероприятиях, а также предоставление возможности стажировок заметно повышают привлекательность бренда. Больше всего позитива по направлению КСО получили «Биокад», «Нижфарм» и «Генериум».
Это одни из наиболее важных аспектов, которые фармбрендам необходимо держать под контролем, чтобы не потерять лояльных клиентов и не испортить свою репутацию.
Вывод 2: Лидеры рынка находятся под информационной атакой
Компании, имеющие большие возможности во внешней торговле, такие как «Р-Фарм», по нашему экспертному мнению подвергаются серьезным спланированным информационным атакам. Чаще всего такие информкампании связаны с коррупционными скандалами руководства брендов. С аналогичной ситуацией, но в меньшей степени, за анализируемый период столкнулись компании «Полисан», «Фармстандарт» и «Генериум».
Подобные инфоповоды активно обсуждаются пользователями в соцмедиа и сильно подрывают доверие к бренду. Кейс «Р-Фармы» еще раз подтверждает тезис о том, что компании сейчас не существуют в вакууме.
Бренд – это не только логотип, слоган и товар или услуга. Это еще и люди, которые его представляют. Поэтому и репутация владельца компании, и поведение сотрудников в онлайн-пространстве влияет и на репутацию бренда.
Подобные инфоповоды активно обсуждаются пользователями в соцмедиа и сильно подрывают доверие к бренду. Кейс «Р-Фармы» еще раз подтверждает тезис о том, что компании сейчас не существуют в вакууме.
Бренд – это не только логотип, слоган и товар или услуга. Это еще и люди, которые его представляют. Поэтому и репутация владельца компании, и поведение сотрудников в онлайн-пространстве влияет и на репутацию бренда.
Рейтинг доверия к российским фармкомпаниям
Ранжирование фармкомпаний по показателю доверия дало следующие результаты:
Место | Название компании | Индекс лояльности |
1 | Татхимфарм | 92 |
2 | Нижфарм | 85 |
3 | Материамедика | 69 |
4 | Верофарм | 68 |
5 | Отисифарм | 67 |
6 | Фармстандарт | 60 |
7 | Акрихин | 59 |
8 | Герофарм | 54 |
9 | Валентафарм | 47 |
10 | Биокад | 43 |
11 | Фармасинтез | 43 |
12 | КРКА | 41 |
13 | Микроген | 28 |
14 | Озон Фармацевтика | 27 |
15 | Полисан | 18 |
16 | Канонфарма | 12 |
17 | Петровакс | 8 |
18 | Р-Фарм | 1 |
19 | Генериум | -65 |
20 | Биотек | -94 |
Техническая информация по рейтингу
Период исследования
- 1 июля – 30 сентября 2023 года
База сообщений
- Массив материалов социального медиа (постов, комментариев, репостов, видео и т. д.), которые соответствуют заданным параметрам, например, содержат сохраненные ключевые слова или размещенные в определенных группах.
Всего за анализируемый период было собрано и проанализировано более 40 тысяч пользовательских сообщений.
Для составления рейтинга были отобраны 20 фармкомпаний, которые чаще всего упоминались пользователями соцмедиа в течение анализируемого периода.
Кому полезен рейтинг
- Данные из исследования помогут фармацевтическим брендам проанализировать свои сильные и слабые стороны, а также оценить свою деятельность на фоне конкурентов. Всё это поможет построить эффективную коммуникацию с потребителями и создать осознанные и результативные маркетинговые стратегии для роста бизнес-показателей и укрепления доверия к бренду.
С подробной методологией индекса доверия можно ознакомиться по ссылке
Получить подробный документ с результатами исследования фармкомпаний